[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Зона отдыха » История » Авиационные пушки Японии
Авиационные пушки Японии
KromusДата: Пятница, 15.03.2013, 09:00 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 55
Репутация: 3
Статус: Offline
Советую прочитать всем, кто хочет знать чем отличаются пушки 2го и 3го Зеро, а так же почему на американских истребителях не было пушек.

--------------------------

Начинать разговор об этом классе следует с конструкции автомата «Becker», разработанного в Германии в 1917 г специально для вооружения авиации.  «Becker» стал прародителем целого семейства пушек, на котором стоит остановиться подробно, поскольку впоследствии именно они в огромном количестве стояли  на вооружении практически всех воюющих сторон. Скорострельность автомата была для того времени очень высокой – 300 выстрелов в минуту, при весьма неплохой баллистике и компактности всей системы. После Первой Мировой автоматом заинтересовалось несколько ведущих производителей артиллерийского вооружения. В 1924 г швейцарская фирма «SEMAG» модернизировала конструкцию, несколько повысив скорострельность (до 350 выстрелов в минуту) и существенно улучшив баллистические характеристики, при значительном росте веса. Приняв за основу именно эту пушку, другой швейцарской компанией «Oerlikon» был произведён ряд последовательных модернизаций и разделений по типам. В 1935 г в результате серьёзного технологического прорыва инженерам компании удалось создать систему FF (FlugelFest - установленный в крыле), увеличив скорострельность до 520 выстрелов в минуту. Эта пушка производилась серийно в трёх вариантах: короткоствольном F, со средней длиной ствола L и длинноствольном S. Кроме длины стволов варианты различались массой снаряда, скорострельностью и массой всей системы. Великолепными характеристиками серьёзно заинтересовались военные специалисты некоторых ведущих держав. Германская фирма «Ikaria» купила лицензию на производство короткоствольного варианта F и в 1937 г, адаптировав пушку под собственный стандарт боеприпасов начала серийный выпуск «Эрликонов» под обозначением MG.FF. Ряд последовательных модернизаций этого образца позволил впоследствии концерну «Rheinmetall Borsig» создать на её базе одну из лучших 30 мм пушек Второй Мировой MK.108.

Внимание японцев же привлекли сразу два варианта F и L. Их интерес базировался не на пустом месте. Ещё до появления пушек серии FF в 1934 г Япония приобрела у «Oerlikon» лицензию на серийное производство модели «Oerlikon» AL, разработанной в 1930 г, и являвшейся прямой наследницей пушки «SEMAG» L. Адаптированный к требованиям армейской авиации вариант AL серийно производился под обозначением «тип 94» и устанавливался в качестве оборонительного вооружения на тяжёлые бомбардировщики «Мицубиси» Ки-20 тип 92. Пушка неплохо зарекомендовала себя и поэтому после появления в производстве систем FF японские специалисты живо заинтересовались новыми образцами. По настоянию флота в 1939 г у швейцарцев были приобретены лицензии на модель F, производившейся под флотским обозначением «тип 99-1» и на модель L соответственно «тип 99-2». После незначительных доработок, произведённых компанией «Мегуми» и включавших некоторое снижение веса, в 1941 г началось серийное производство «Эрликон-Мегуми» «тип 99-1». Изначально он изготавливался только в варианте для подвижных установок. Также как и прототип, пушка оснащалась барабанной подачей с ёмкостью барабана 45 снарядов. Практически все средние и тяжёлые самолёты, строившиеся для японского флота, начиная с конца 1941 г, обязательно имели «тип 99-1» в качестве основного оборонительного вооружения. Пушка устанавливалась, как правило, в хвостовой и верхней турелях, иногда в носу, а иногда и в боковых блистерах, как, например, на всех«Бетти», начиная с серии G2M2a тип 1 модель 24. На таких самолётах всё оборонительное вооружение, кроме носового пулемёта состояло из 20 мм пушек «Мегуми». «Тип 99-1» устанавливался даже на верхний блистер более ранних бомбардировщиков «Мицубиси» G3M2 тип 96 модель 22 и G2M3 тип 96 модель 23 («Nell»). Кроме того, из наиболее известных самолётов им вооружались летающие лодки «Каваниси» H8K тип 2 «Сейку» («Emily») и «Каваниси» H6K тип 97 («Mavis»), скоростной бомбардировщик «Йокосука» P1Y1 «Гинга» («Frances»).

После незначительных модернизаций ёмкость барабана увеличили до 60 снарядов, а само орудие переделали в фиксированном варианте. Этот образец выпускался под обозначением «тип 99-1 модель 3» и устанавливался на ранние «Зеро» до модели 32 включительно, а также в качестве основной пары пушек на перехватчик «Мицубиси» J2M «Райден»(«Jack»), поплавковый истребитель «Каваниси» N1K1 «Куфу» («Rex») и ночной истребитель «Накадзима» J1N1-S «Гекко» («Irving»). В дальнейшем японцам удалось переделать систему подачи с барабанной, занимавшей весьма значительный объём, на ленточную. При этом основные характеристики пушки нисколько не пострадали, масса орудия осталась прежней. Зато основной боекомплект теперь увеличился до 125 снарядов, при том, что занимаемый им объём не изменился. Новую систему начали выпускать под обозначением «тип 99-1 модель 4», однако практически она нигде не применялась – к тому времени акценты переместились в сторону «типа 99-2».

Дело в том, что система «Oerlikon» FF L обладала более впечатляющими баллистическими характеристиками из-за удлинённого ствола, большей начальной скорости и массы снаряда. Таким образом, дальность эффективного поражения у пушек «тип 99-2» возрастала до 1000 м в сравнении 700 м у «тип 99-1». Это обстоятельство было чрезвычайно важно, так как позволяло вести прицельный огонь по самолётам противника, не попадая в зону действия их оборонительного вооружения. Скорострельностью, правда, пришлось пожертвовать. «Тип 99-2» несколько уступал по этому параметру. Масса системы также была больше практически в полтора раза, но зато, ёмкость стандартного барабана составляла 100 снарядов. Постепенно «тип 99-2 модель 3»начал вытеснять фиксированные варианты «типа 99-1». Прежде всего, изменению подверглось крыльевое вооружение «Зеро», затем с появлением более совершенных моделей стали перевооружаться другие самолёты, в основном истребители-перехватчики. В новой серии «тип 99-2 модель 4» инженерам удалось несколько повысить скорострельность, превысив порог 500 выстрелов в минуту, перейти на систему ленточной подачи со стандартной ёмкостью ленты 125 снарядов и при некотором утяжелении орудия. После этого «тип 99-2 модель 4»прочно занял своё место в качестве основного вооружения всех самых передовых самолётов флота: последних моделей «Зеро», перехватчиковJ2M3 «Райден»«Каваниси» N1K1-J «Сиден» и N1K2-J «Сиден-Каи»(«George»), разведывательного (!) гидросамолёта «Аичи» E16A1 «Зуюн»(«Paul») и ударного самолёта «Аичи» B7A «Рюсей» («Grace»). Для экспериментального стратегического бомбардировщика «Накадзима» G8N «Рензан» («Rita») были специально разработаны механизированные турели, включавшие в себя две пушки «тип 99-2» и устанавливавшиеся сверху и снизу фюзеляжа, а также в хвостовой секции.

Последней модификацией «типа 99-2» стала модель 5 выпущенная в 1945 г, эта пушка стала самой совершенной модернизацией «Эрликонов» в мире. Японским конструкторам удалось добиться невиданной для FFскорострельности 750 выстрелов в минуту, при сохранении баллистических характеристик и незначительном увеличении массы системы. Боекомплект также увеличился до 150 снарядов. Пушку планировалось устанавливать на новейший истребитель «Мицубиси» A7M «Реппу» («Sam»), однако из-за неготовности прототипа этого просто не успели сделать до окончания боевых действий. Единственный самолёт, на который модель 5 всё же удалось установить – это два последних прототипа «Зеро» A6M8 модель 64. Данных о её боевом применении нет.

Более консервативные армейские оружейники не заинтересовались «Эрликонами» серии FF. Их внимание больше привлек противотанковый автомат «тип 97» собственной разработки, выпущенный в 1937 году. В варианте для подвижных установок пушка значилась как Хо-1, фиксированные варианты известны как Хо-3. Орудие обладало весьма неплохими баллистическими характеристиками, однако страдало избыточным весом и низкой скорострельностью. Эти недостатки не позволяли конструкторам устанавливать Хо-3 на лёгкие одномоторные истребители. Синхронизатор снизил бы и без того малую скорострельность, а большая масса в крыле отрицательно сказалась бы на лётных характеристиках. В результате ни Хо-1, ни Хо-3 практически никуда не устанавливались за исключением ранних моделей тяжёлого двухмоторного истребителя «Кавасаки» Ки-45 тип 2 «Торю» («Nick»). А из-за неудовлетворительных показателей имевшихся на вооружении моделей вся армейская авиация имела шансы первую половину войны провести без 20 мм пушек, если бы не вовремя подоспевшая «гуманитарная помощь», пришедшая как всегда из Германии.

В 1942 г Япония получила партию из 800 экземпляров 20 мм «Mauser» MG.151, по праву заслуживших звание одной из лучших пушек Второй Мировой. Также на подводной лодке были переправлены 400 тысяч снарядов к ней. Начиная с октября 1942 г, все эти пушки были установлены в качестве крыльевых на 388 «Кавасаки» Ки-61-I тип 2«Хиен» («Tony»). Таким образом, несмотря на серьёзное отставание по срокам разработки новых образцов 20 мм орудий, японская армия всё-таки смогла вооружить свой основной на тот момент истребитель, «заткнув прореху» с помощью германских поставок. Благодаря своим отличным баллистическим характеристикам, высокой скорострельности, а главное надёжности и простоте в эксплуатации MG.151/20 весьма неплохо зарекомендовала себя на Тихом океане. У этих пушек был только один недостаток – их было слишком мало.

Армейское командование в полной мере осознавало, что допустило серьёзный просчёт, не уделив должного внимания, без преувеличения, самому основному классу авиационного вооружения. На его устранение были брошены все конструкторские резервы, для того, чтобы в самые сжатые сроки всё-таки разработать новую 20 мм пушку. За основу был взят образец 12,7 мм пулемёта «тип 1» (Хо-103). Бывший «Браунинг» посредством установки на него ствола калибром 20 мм должен был приобрести новую жизнь, однако случилось это не в 1942 г, как планировали армейские специалисты, а спустя целых два года. Японская армейская авиация наконец-то приобрела самое совершенное орудие из когда либо стоявших на её вооружении. Скромный вес, компактные габариты, выдающаяся скорострельность (самая высокая из 20 мм орудий Второй Мировой), неплохая баллистика – всё это без сомнения оставляло Хо-5 вне конкуренции. Тем не менее, и у этой во всех отношениях великолепной пушки был также как и у MG.151 один единственный недостаток - она появилась слишком поздно. Боевые самолёты начали перевооружаться на Хо-5 только в конце 1944 г. Для начала новая пушка вытеснила из-под капота Ки-61 12,7 мм пулемёты«тип 1», затем пошла на вооружение «Накадзима» Ки-84 тип 4 «Хаяти»(«Frank») и в наследство от Ки-61 досталась последнему боеспособному истребителю японской армии «Кавасаки» Ки-100 тип 5 «Госики-Сен» («Tony»). После разработки Хо-5 в варианте для подвижных установок она стала устанавливаться в верхней оборонительной турели самого совершенного бомбардировщика японской армии «Мицубиси» Ки-67 тип 4 «Хирю» («Peggy»). Однако ни самые последние самолёты, ни самая современная пушка уже никак не могли повлиять на ход событий на Тихом океане. Финал войны был очевиден.

Между тем, история американского вооружения в «весовой категории» 20 мм была куда как более драматичной. Для того чтобы понять все перипетии в его нелёгкой судьбе необходимо вернуться в 1935 – год, когда впервые увидела свет серия швейцарских пушек «Oerlikon» FF. Помимо немцев внимание к этим орудиям проявили французские оружейники. Прежде всего, их, как и японцев привлекали великолепные баллистические характеристики образца. В 1936 г компания «Hispano-Suiza» приобрела у «Oerlikon» лицензию на производство длинноствольного варианта FF S, под собственными обозначениями HS.7и HS.9. Однако увеличение массы и снижение скорострельности заставило инженеров компании во главе с Марком Биркье пойти на кардинальные переделки конструкции. Пушка «Hispano-Suiza» HS.404была готова накануне Второй Мировой войны, в 1936 году на выставке в Париже её работающий прототип был продемонстрирован ведущим военным специалистам Запада. Именно тогда пушкой серьёзно заинтересовались британцы и американцы. После проведения ряда усовершенствований и с переходом на другой стандарт боеприпасов удалось значительно повысить скорострельность орудия, однако при этом возросла и его масса. Готовясь к неминуемой войне, французы незамедлительно приступили к перевооружению своих самых современных истребителей наHS.404, по своим техническим характеристикам, являвшейся самым передовым образцом для своего времени. К сожалению, быстрое поражение Франции в войне не позволило инженерам «Hispano-Suiza» довести своё детище до приемлемых кондиций. Сжатые сроки модернизации, как выяснилось значительно позднее, стали причиной чудовищных технологических и эксплуатационных провалов в истории этого оружия, являвшегося, тем не менее, одним из самых выдающихся во Второй Мировой войне.

Не замедлило себя ждать и приобретение лицензий – в ноябре 1938 г производство «Испаны» началось на Британских островах, а чуть позднее и за океаном. Британцам основную часть документации и оборудования пришлось покупать в Швейцарии, поскольку они рассчитывали на возможность собственной модернизации, однако первоначальный вариант пушки был точной копией HS.404 с барабанным механизмом подачи. В 1941 г была выпушена уже британская модификация«Hispano» Mk.II с ленточным питанием. Проблемы снижения скорострельности англичанам удалось решить в следующей версии - Mk.Vпутём установки более короткого ствола и изъятия элементов механизма синхронизации, правда, за счёт некоторого ухудшения баллистических характеристик.
Американцы напротив пользовались в основном французскими чертежами. Компания «Bendix» начала лицензионное производство HS.404 под собственным обозначением M1, а затем и модернизированного вариантаAN-M2С, использовавшего уже британскую документацию пушки «Hispano» Mk.II. Ошибки при переводе из метрической системы в дюймовую, ошибки во французской документации при изначально не до конца отработанной технологии, адаптация под собственный боеприпас и переход на ленточное питание, принципиально разные системы допусков и подход к массовому производству – всё это накладывалось друг на друга как снежный ком. Результат оказался более чем печальным – произведённые в количестве около 56410(!) экземпляров пушки, которыми можно было вооружить все имевшиеся у США накануне войны самолёты, стройными рядами отправились в металлолом, а авиация США в течение всей войны оставалась без 20 мм артиллерии, вынужденная довольствоваться калибром 0.5 (12,7 мм).

Англичане имели опыт практического применения пушки в боевых условиях, кроме того, они выявили конструктивную ошибку, содержавшуюся в исходном проекте, и приводившую к отказам. Однако её устранение означало переделку оснастки и оборудования, перенастройку производственных линий, которые в кратчайшие сроки было не уложить. Инженеры нашли половинчатое решение, которое, тем не менее, помогло без особых затрат и в кратчайшие сроки повысить эксплуатационные характеристики «Испаны». Пагубный эффект вызванный переходом на ленточное питание заключался в слишком раннем отпирании затвора. Неотработанные пороховые газы прорывались назад, и отстреливаемую гильзу заклинивало в казённике. Особенно часто этот эффект наблюдался при низких температурах. Частые заклинивания приводили к выходу пушки из строя, а иногда более серьёзным последствиям, и представляли большую опасность, поскольку находившийся рядом боекомплект мог сдетонировать. Для решения этой проблемы в 1942 г было временно предложено использовать сжиженную смазку, а чтобы она не загустевала от низких температур на больших высотах, было рекомендовано попросту периодически «прогревать» орудие несколькими выстрелами. Ресурсов на проектирование системы электрического обогрева уже не было. Тем не менее, такое половинчатое решение принесло свои плоды - англичане выиграли время, для того чтобы наладить выпуск «Испаны» с устранённым дефектом. Требовалось всего лишь уменьшить ширину каморы на 0,5 мм.

Несмотря на то, что союзники тесно сотрудничали между собой в рамках Ленд-лиза, американцы почему-то только к 1944 г начали применять для своих M2С сжиженную смазку. Устранить дефект они также смогли, но только речь уже шла не о массовом производстве десятков тысяч экземпляров, а о кустарном выпуске нескольких сотен пушек. Достаточно сказать, что к началу 1942 г на вооружении США в Тихоокеанском регионе стояли две (!) пушки «Hispano» M2C, к середине года их стало уже шесть (!). Среди армейских самолётов пушки использовалась на тяжёлых двухмоторных истребителях «Lockheed» P-38 «Lighting», ночнике «Northrop» P-61 «Black Widow» и мизерном количестве «Мустангов», отправлявшихся в основном на экспорт в Британию. Из морских самолётов M2C стояла в таких же скромных количествах только на одной из модификаций «Корсара» - F4U-1C. Только к концу войны американцам удалось избавиться от конструктивных недостатков «Испаны» и наладить серийный выпуск новой 20 мм пушки под обозначением M3 созданной на базе британской«Hispano» Mk.V и даже с некоторым улучшением баллистических характеристик. Пушку даже успели установить на новейшие морские истребители F4U-4BF4U-5F4U-7 и пикирующий бомбардировщик SB2C «Helldiver», но поучаствовать во Второй Мировой им так и не удалось.M3 была впервые применена в боевых условиях только во время войны в Корее.

Таблица 1. Сравнительные характеристики пушек калибра 20 мм.

Как видно из вышеприведённой таблицы «Испаны» качественно превосходили практически все имевшиеся на вооружении японцев образцы. Однако в данном конкретном случае количество оказалось важнее качества, японцы вовсю использовали калибр 20 мм с самого первого и до последнего дня войны, в то время как американцы остались практически ни с чем. Кроме того, у артиллерийского оружия есть ещё такая важная характеристика, как наработка системы на отказ. Её суть заключается в усреднении максимального количества снарядов, которое орудие может выпустить до того, как произойдёт заклинивание. Так вот для M2C этот показатель составлял всего 231 выстрел. Для сравнения такая же пушка «Hispano» Mk.II, но изготовленная британцами могла выстрелить в среднем около 1500 снарядов, а например, 20 мм мотор-пушка Шпитального-Владимирова ШВАКв среднем 3000 снарядов. Показатель 4000 считался в высшей степени хорошим. А вот 231 выстрел означал то, что по всем нормам надёжности пушка могла выпустить только один полный боекомплект из 150 снарядов, прежде чем её заклинивало. А это в свою очередь означало только то, что орудие отказывало в каждом втором или третьем боевом вылете. Помимо всего прочего частые отказы вели к быстрому выходу из строя, а с учётом того, сколько пушек находилось на вооружении США, картина становится совсем мрачной.
«Двадцатки» являлись самым распространённым пушечным калибром во Второй Мировой войне. Однако эффективность их ограничивалась в основном только воздушными баталиями и работой по слабо защищённым наземным и надводным целям. Ко всему прочему показатели живучести тяжёлых самолётов к концу войны выросли до такой степени, что даже 20 мм орудия становились, не слишком эффективны в борьбе против них. В самом начале боевых действий инженеры ещё не слишком задумывались над этим, их больше волновал вопрос создания артиллерийского вооружения, способного противодействовать таким защищённым целям как танки и корабли. Для этого требовались более крупные калибры, нежели 20 мм. К таким видам артиллерийского вооружения и относится последний класс – крупнокалиберные орудия, включающий в себя самый широкий ряд от 22 до 75 мм.

Оригинал статьи




Сообщение отредактировал Kromus - Пятница, 15.03.2013, 09:05
 
KromusДата: Пятница, 07.02.2014, 02:59 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 55
Репутация: 3
Статус: Offline
Куда более монументальное произведение по пулеметам и пушкаи

Авиационное стрелковое вооружение Императорской Японии 2-й Мировой Войны

Особенно интерес  вызывает страница 95


 
DrRUSДата: Пятница, 07.02.2014, 05:38 | Сообщение # 3
Ген-суи(фельдмаршал)
Группа: Администраторы
Сообщений: 620
Репутация: 8
Статус: Offline
Объемный документ, хорошая находка.

 
Форум » Зона отдыха » История » Авиационные пушки Японии
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: