[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Японские армейские авиационные ракеты
stoneglowДата: Пятница, 12.07.2013, 20:44 | Сообщение # 1
Шо-са(майор)
Группа: Администраторы
Сообщений: 57
Репутация: 3
Статус: Offline
По окончании 2-й Мировой войны в руки союзников попало довольно большое количество японских авиационных ракет различных типов, а также
документация по ним. Все они предназначались для морской авиации
японцев. Многие из этих ракет активно применялись Императорской морской
авиацией на завершающем этапе войны, хотя и не имели особого успеха.
Наиболее массовой из них была зажигательная 60-кг ракета «Тип 3 №6
модель 27 Kai1, применявшаяся весной – летом 1945 года морской авиацией
против американский В-29.
В гораздо меньшей степени известны опыты в области ракетного оружия японской армейской авиации.
Учитывая традиционное жесткое соперничество между японской морской и армейской
авиацией, ни о каком сотрудничестве между ними очень долго не могло и
мысли появиться. Авиационные фирмы создавали внутри себя конструкторские
отделы работавшие на морскую и армейскую авиацию параллельно, успешно
разрабатывая близкие и даже почти одинаковые по назначению и
характеристикам машины, вооружая их пушками и пулеметами одного калибра,
но под разные боеприпасы. Доходило до абсурда. Морские бомбы,
эквивалентные по массе и назначению с армейскими аналогам, невозможно
было применять с армейских самолетов, ибо замки крепления на них
отличались. Долгое время даже внутри одной фирмы-разработчика вход в
конструкторское бюро, занимающееся морской спецификой специалиста уровня
руководителя проекта из армейского отдела был строго запрещен! Можно
только догадываться о «сладкой» жизни военных логистов, решавших задачи
снабжения техникой, запчастями и боеприпасами японских частей где-нибудь
на островах Новой Гвинеи, где функции армии и флота тесно
переплетались.
Когда война приняла затяжной характер японские стратеги наконец осознали, что подобное распыление и так небогатых
ресурсов весьма чревато. Но перестроить менталитет оказалось не так
просто. Вплоть до марта 1944 года, ни о каком техническом сотрудничестве
между армией и флотом не шло даже и речи. Только прямое вмешательство в
ситуацию премьер-министра Хидеки Тодзио сдвинуло ситуацию.
Не смотря на то, что японская армейская авиация еще в 1939 году в боях на Халхин
Голе первой испытала на себе действие советских эрэсов, технический
отдел штаба армейской авиации Koku Hombu долго не придавал значение
столь перспективному виду вооружения. Моряки же продвинулись в этой
области значительно дальше. Первые опыты по созданию морских авиационных
ракет относятся к концу 1939 года, а с 1943 морские реактивные снаряды
«Тип 3 №25 модель 1 Kai4» уже начали поступать на вооружение.
Весной 1944 года было достигнуто соглашение между главным разработчиком морских
эрэсов - 1-м Военно-морским техническим арсеналом в Йокосуке и 2-й
Армейским арсеналом в Токио о сотрудничестве в области разработки
авиационных ракет, с тем, чтобы каждый из разработчиков делился с
оппонентом своими разработками и технологиями. Однако договоренность,
увы, так и осталась на бумаге.
Специалисты флота в Йокосуке экспериментировали с традиционным в то время способом стабилизации ракет
в полете путем введения жестких стабилизаторов в хвостовой части.
Армейские специалисты же делали ставку на стабилизацию ракеты вращением,
путем отвода части пороховых газов через боковые сопла.
Не смотря на то, что флотские специалисты в Йокосуке первыми добились
удовлетворительных результатов в части стабилизации ракет и предложили
свои разработки армейцам, те по-японски вежливо, отказались от морских
разработок, мотивируя это тем, что морские ракеты не могут быть
адаптированы для производства на армейском арсенале из-за специфики
принятой технологии.
В результате, благие намерения так и остались всего лишь намерениями. И разработки флотских и армейских ракет так и
продолжались параллельными курсами.
Эксперименты с армейскими ракетами, стабилизируемые вращением вышли к оперативной стадии летом
1944 года и первые опыты боевого применения их относятся к боям по
обороне Филиппин осенью-зимой 1944 года. Подробности применения их
неясны. Так или иначе армейцы разочаровались в своих разработках и они
были прекращены в пользу обычного пушечного вооружения и управляемых
бомб.
Армейские разработки в области ракетного вооружения начались в 1943 году. Основное направление, как уже отмечалось выше, шло по пути
создания реактивных снарядов воздушного запуска с рельсовых
направляющих, стабилизируемых вращением. Итогом послужило создание трех
типов ракет идентичной конструкции, предназначенных для атак как
воздушных, так морских или наземных целей:

«Ро-Сан-Дан» (Ro-3 по союзной классификации): весом около 5 кг (противовоздушная)
«Ро-Гo Дан» (Ro-5): весом около 30 кг (противовоздушная)
«Рo-Шичи Дан» (Ro-7): весом около 300 кг (противокорабельная)


Морской зажигательный реактивный снаряд Тип 3 №6 модель 27 Kai1 под крылом перехватчика J2M3 "Райден"

Испытания «Ро-Сан-Дан» и «Ро-Гo Дан» были завершены в апреле и октябре 1944 года
соответственно. Оба типа ракет были изготовлены на Osaka Rikugun
Zoheisho (Армейском Арсенале в Осаке) и Tokyo Dai-2 Rikugun Zoheisho
(2-м Армейском Арсенале в Токио). Рельсовые направляющие были
спроектированы и изготовлены на фирме Тачикава.
Начальная скорость «Ро-Сан-Дан» составляла около 200 м/сек, а её эффективность оценивалась
как равной 75-мм зенитному снаряду пушки Type 88, снаряд которой весил
чуть более 6 кг.
Более мощная ракета «Ро-Гo Дан» была идентичной констркуции и имела лишь пропорционально большие габариты и больший
заряд взрывчатого вещества.
Противокорабельная «Рo-Шичи Дан» также производилась двумя арсеналами в Осаке и Токио, но направляющие к ней
были конструкции фирмы Накадзима. Ракета имела взрывной заряд около 50
кг.

К моменту завершения испытаний ракеты «Ро-Сан-Дан», на Накадзиме был заказана оснащение истребителя Ki-43 «Hayabusa»
направляющими для запуска ракет этого типа. К марту 1944 года около 40
истребителей Ki-43-II получили направляющие для запуска «Ро-Сан-Дан».
Первоначально планировалось разместить по три рельсовых направляющих
крепились под каждым крылом истребителя на стандартных узлах подвески
ПТБ. Но впоследствии ограничились лишь двумя, поскольку существовала
опасность повреждения винта при запуске.
В ноябре 1943 года, после испытаний «Ро-Сан-Дан» с борта Ki-43 Koku Hombu выдал заказ на подобные
же модернизации с истребителями Ki-44 и двухмоторного Ki-45.
Весьма ограниченное боевое применения ракет этого типа разочаровали военных и все работы по ракетной тематике были свернуты.

Единственная известная фотография ракеты «Ро-Сан-Дан» под крылом «Hayabusa»
относится к испытанию ракет и взята из книги японского историка Ёджи
Ватанабе «Michi no Ken» («Неизвестный меч»).
Реактивные снаряды «Ро-Сан-Дан» представляются несколько схожими с британскими 60-фунтовыми
ракетами – видна несколько увеличенная в диаметре боевая часть по
сравнению с маршевой. В хвостовой части угадывается расширение, похожее
на блок стабилизаторов. Однако, имея ввиду описания, что армейцы
экспериментировали с ракетами стабилизировующимися вращением, очевидно,
что это расширение является блоком концентрических, направленных под
углом сопел.


Истребитель Ки-43 с ракетами "Ро-Сан Дан" под крылом.

Из боевых подразделений, использующих ракеты известен 1-й Yasen Hójú Hikótai - Воздушная армия резерва, созданная для
Юго Восточного сектора обороны в Сингапуре. Она состояла из
истребительных, легкобомбардировочных и разведывательных сентаев.
Функции ее состояли из сочетания подготовки кадрового резерва, и ПВО Сингапура.
О наличие в ее составе самолетов, вооруженных ракетами можно судить лишь по косвенным признакам.
Так историк Minoru Akimoto пишет, что «перехватчики Ki-44 в Сингапуре проходили подготовку по использованию ракет против В-29»

По крайней мере две личных записи известных пилотов армейской авиации косвенно подтверждают это.

Генри Сакайда в своей книге «Japanese Army Air Force Aces 1937-45» упоминает
об участии в испытаниях ракет летчика Ясухико Курое (Yasuhiko Kuroe ).


Схема из японского архива подвески ракет Ро Сан Дан под крыло истребителя Ки-43

"…В январе 1944 года он был отозван в Японию и стал летчиком-испытателем …,
его новым назначением стало испытания запуска экспериментальных
авиационных ракет с двухмоторного высотного истребителя…»
В монографии Реви «Оn the Ki-44 Shoki», автор Мартин Феркл упоминает, что
капитан Ротаро Джобо (Ryotaro Jово) служивший в составе 1-го Yasen Hójú
Hikótai, вылетал на перехват на своем Ki-44, экспериментально
оснащенным 44 мм ракетами под крылом. Согласно его воспоминаниям, в
связи с высокой скоростью бомбардировщиков, он всегда был в состоянии
сделать только один заход, которого было недостаточно для нанесения
фатальных повреждений огромному В-29. Кроме того отмечалось, что
механизм запуска ракеты часто давал сбои.
При этом ссылка на калибр ракеты в 44-мм кажется несколько сомнительной и вероятно связана с
некорректным переводом. Даже для 5-кг ракеты «Ро-Сан-Дан» калибр 44 мм
представляется слишком малым.

Помимо этого, есть информация американской комиссии по трофеям, которая, в свою очередь ссылается на
архивы японской армии. Там утверждается, что армейская авиация в начале
1945 года использовала 87-мм ракеты, которые конструктивно напоминали
немецкие «Панцершрек» (Panzerschreck). По две ракеты этого типа
подвешивались под каждое крыло истребителя. Эта информация
представляется достаточно правдоподобной, учитывая активное
военно-техническое сотрудничество Германии и Японии в конце войны. К
тому же указанный калибр в 87 мм вполне соответствует 88-мм немецкой
ракете. Вполне вероятно, что какое-то количество ракет «Панцершрек»
могло быть доставлено немецкими подводными лодками в Японию в конце
войны.

И наконец, имеется подтверждение оперативного использования ракет самолетами армейской авиации с американской стороны:
Из записки AAF HQ Intelligence Report №45-101 ссылающейся на доклад
экипажа В-29:
Экипаж B-29 сообщил, что «Оскар» подошел снизу на «5 часов» и выпустил ракету с расстояния 1000 ярдов. Ракета взорвалась
оранжевой вспышкой, и шапкой белого дыма в 100 футах ниже нас, и в 200
ярдах позади… К документу приложена иллюстрация.


Иллюстрация к записке HQ Intelligence Report №45-101
Прикрепления: 1485465.jpg (41.6 Kb) · 7437936.jpg (59.3 Kb) · 6003822.jpg (38.5 Kb) · 2634768.jpg (43.9 Kb)


 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: