stoneglow | Дата: Пятница, 12.07.2013, 20:44 | Сообщение # 1 |
Шо-са(майор)
Группа: Администраторы
Сообщений: 57
Статус: Offline
| По окончании 2-й Мировой войны в руки союзников попало довольно большое количество японских авиационных ракет различных типов, а также документация по ним. Все они предназначались для морской авиации японцев. Многие из этих ракет активно применялись Императорской морской авиацией на завершающем этапе войны, хотя и не имели особого успеха. Наиболее массовой из них была зажигательная 60-кг ракета «Тип 3 №6 модель 27 Kai1, применявшаяся весной – летом 1945 года морской авиацией против американский В-29. В гораздо меньшей степени известны опыты в области ракетного оружия японской армейской авиации. Учитывая традиционное жесткое соперничество между японской морской и армейской авиацией, ни о каком сотрудничестве между ними очень долго не могло и мысли появиться. Авиационные фирмы создавали внутри себя конструкторские отделы работавшие на морскую и армейскую авиацию параллельно, успешно разрабатывая близкие и даже почти одинаковые по назначению и характеристикам машины, вооружая их пушками и пулеметами одного калибра, но под разные боеприпасы. Доходило до абсурда. Морские бомбы, эквивалентные по массе и назначению с армейскими аналогам, невозможно было применять с армейских самолетов, ибо замки крепления на них отличались. Долгое время даже внутри одной фирмы-разработчика вход в конструкторское бюро, занимающееся морской спецификой специалиста уровня руководителя проекта из армейского отдела был строго запрещен! Можно только догадываться о «сладкой» жизни военных логистов, решавших задачи снабжения техникой, запчастями и боеприпасами японских частей где-нибудь на островах Новой Гвинеи, где функции армии и флота тесно переплетались. Когда война приняла затяжной характер японские стратеги наконец осознали, что подобное распыление и так небогатых ресурсов весьма чревато. Но перестроить менталитет оказалось не так просто. Вплоть до марта 1944 года, ни о каком техническом сотрудничестве между армией и флотом не шло даже и речи. Только прямое вмешательство в ситуацию премьер-министра Хидеки Тодзио сдвинуло ситуацию. Не смотря на то, что японская армейская авиация еще в 1939 году в боях на Халхин Голе первой испытала на себе действие советских эрэсов, технический отдел штаба армейской авиации Koku Hombu долго не придавал значение столь перспективному виду вооружения. Моряки же продвинулись в этой области значительно дальше. Первые опыты по созданию морских авиационных ракет относятся к концу 1939 года, а с 1943 морские реактивные снаряды «Тип 3 №25 модель 1 Kai4» уже начали поступать на вооружение. Весной 1944 года было достигнуто соглашение между главным разработчиком морских эрэсов - 1-м Военно-морским техническим арсеналом в Йокосуке и 2-й Армейским арсеналом в Токио о сотрудничестве в области разработки авиационных ракет, с тем, чтобы каждый из разработчиков делился с оппонентом своими разработками и технологиями. Однако договоренность, увы, так и осталась на бумаге. Специалисты флота в Йокосуке экспериментировали с традиционным в то время способом стабилизации ракет в полете путем введения жестких стабилизаторов в хвостовой части. Армейские специалисты же делали ставку на стабилизацию ракеты вращением, путем отвода части пороховых газов через боковые сопла. Не смотря на то, что флотские специалисты в Йокосуке первыми добились удовлетворительных результатов в части стабилизации ракет и предложили свои разработки армейцам, те по-японски вежливо, отказались от морских разработок, мотивируя это тем, что морские ракеты не могут быть адаптированы для производства на армейском арсенале из-за специфики принятой технологии. В результате, благие намерения так и остались всего лишь намерениями. И разработки флотских и армейских ракет так и продолжались параллельными курсами. Эксперименты с армейскими ракетами, стабилизируемые вращением вышли к оперативной стадии летом 1944 года и первые опыты боевого применения их относятся к боям по обороне Филиппин осенью-зимой 1944 года. Подробности применения их неясны. Так или иначе армейцы разочаровались в своих разработках и они были прекращены в пользу обычного пушечного вооружения и управляемых бомб. Армейские разработки в области ракетного вооружения начались в 1943 году. Основное направление, как уже отмечалось выше, шло по пути создания реактивных снарядов воздушного запуска с рельсовых направляющих, стабилизируемых вращением. Итогом послужило создание трех типов ракет идентичной конструкции, предназначенных для атак как воздушных, так морских или наземных целей:
«Ро-Сан-Дан» (Ro-3 по союзной классификации): весом около 5 кг (противовоздушная) «Ро-Гo Дан» (Ro-5): весом около 30 кг (противовоздушная) «Рo-Шичи Дан» (Ro-7): весом около 300 кг (противокорабельная)
Морской зажигательный реактивный снаряд Тип 3 №6 модель 27 Kai1 под крылом перехватчика J2M3 "Райден"
Испытания «Ро-Сан-Дан» и «Ро-Гo Дан» были завершены в апреле и октябре 1944 года соответственно. Оба типа ракет были изготовлены на Osaka Rikugun Zoheisho (Армейском Арсенале в Осаке) и Tokyo Dai-2 Rikugun Zoheisho (2-м Армейском Арсенале в Токио). Рельсовые направляющие были спроектированы и изготовлены на фирме Тачикава. Начальная скорость «Ро-Сан-Дан» составляла около 200 м/сек, а её эффективность оценивалась как равной 75-мм зенитному снаряду пушки Type 88, снаряд которой весил чуть более 6 кг. Более мощная ракета «Ро-Гo Дан» была идентичной констркуции и имела лишь пропорционально большие габариты и больший заряд взрывчатого вещества. Противокорабельная «Рo-Шичи Дан» также производилась двумя арсеналами в Осаке и Токио, но направляющие к ней были конструкции фирмы Накадзима. Ракета имела взрывной заряд около 50 кг.
К моменту завершения испытаний ракеты «Ро-Сан-Дан», на Накадзиме был заказана оснащение истребителя Ki-43 «Hayabusa» направляющими для запуска ракет этого типа. К марту 1944 года около 40 истребителей Ki-43-II получили направляющие для запуска «Ро-Сан-Дан». Первоначально планировалось разместить по три рельсовых направляющих крепились под каждым крылом истребителя на стандартных узлах подвески ПТБ. Но впоследствии ограничились лишь двумя, поскольку существовала опасность повреждения винта при запуске. В ноябре 1943 года, после испытаний «Ро-Сан-Дан» с борта Ki-43 Koku Hombu выдал заказ на подобные же модернизации с истребителями Ki-44 и двухмоторного Ki-45. Весьма ограниченное боевое применения ракет этого типа разочаровали военных и все работы по ракетной тематике были свернуты. Единственная известная фотография ракеты «Ро-Сан-Дан» под крылом «Hayabusa» относится к испытанию ракет и взята из книги японского историка Ёджи Ватанабе «Michi no Ken» («Неизвестный меч»). Реактивные снаряды «Ро-Сан-Дан» представляются несколько схожими с британскими 60-фунтовыми ракетами – видна несколько увеличенная в диаметре боевая часть по сравнению с маршевой. В хвостовой части угадывается расширение, похожее на блок стабилизаторов. Однако, имея ввиду описания, что армейцы экспериментировали с ракетами стабилизировующимися вращением, очевидно, что это расширение является блоком концентрических, направленных под углом сопел.
Истребитель Ки-43 с ракетами "Ро-Сан Дан" под крылом.
Из боевых подразделений, использующих ракеты известен 1-й Yasen Hójú Hikótai - Воздушная армия резерва, созданная для Юго Восточного сектора обороны в Сингапуре. Она состояла из истребительных, легкобомбардировочных и разведывательных сентаев. Функции ее состояли из сочетания подготовки кадрового резерва, и ПВО Сингапура. О наличие в ее составе самолетов, вооруженных ракетами можно судить лишь по косвенным признакам. Так историк Minoru Akimoto пишет, что «перехватчики Ki-44 в Сингапуре проходили подготовку по использованию ракет против В-29»
По крайней мере две личных записи известных пилотов армейской авиации косвенно подтверждают это.
Генри Сакайда в своей книге «Japanese Army Air Force Aces 1937-45» упоминает об участии в испытаниях ракет летчика Ясухико Курое (Yasuhiko Kuroe ).
Схема из японского архива подвески ракет Ро Сан Дан под крыло истребителя Ки-43
"…В январе 1944 года он был отозван в Японию и стал летчиком-испытателем …, его новым назначением стало испытания запуска экспериментальных авиационных ракет с двухмоторного высотного истребителя…» В монографии Реви «Оn the Ki-44 Shoki», автор Мартин Феркл упоминает, что капитан Ротаро Джобо (Ryotaro Jово) служивший в составе 1-го Yasen Hójú Hikótai, вылетал на перехват на своем Ki-44, экспериментально оснащенным 44 мм ракетами под крылом. Согласно его воспоминаниям, в связи с высокой скоростью бомбардировщиков, он всегда был в состоянии сделать только один заход, которого было недостаточно для нанесения фатальных повреждений огромному В-29. Кроме того отмечалось, что механизм запуска ракеты часто давал сбои. При этом ссылка на калибр ракеты в 44-мм кажется несколько сомнительной и вероятно связана с некорректным переводом. Даже для 5-кг ракеты «Ро-Сан-Дан» калибр 44 мм представляется слишком малым.
Помимо этого, есть информация американской комиссии по трофеям, которая, в свою очередь ссылается на архивы японской армии. Там утверждается, что армейская авиация в начале 1945 года использовала 87-мм ракеты, которые конструктивно напоминали немецкие «Панцершрек» (Panzerschreck). По две ракеты этого типа подвешивались под каждое крыло истребителя. Эта информация представляется достаточно правдоподобной, учитывая активное военно-техническое сотрудничество Германии и Японии в конце войны. К тому же указанный калибр в 87 мм вполне соответствует 88-мм немецкой ракете. Вполне вероятно, что какое-то количество ракет «Панцершрек» могло быть доставлено немецкими подводными лодками в Японию в конце войны.
И наконец, имеется подтверждение оперативного использования ракет самолетами армейской авиации с американской стороны: Из записки AAF HQ Intelligence Report №45-101 ссылающейся на доклад экипажа В-29: Экипаж B-29 сообщил, что «Оскар» подошел снизу на «5 часов» и выпустил ракету с расстояния 1000 ярдов. Ракета взорвалась оранжевой вспышкой, и шапкой белого дыма в 100 футах ниже нас, и в 200 ярдах позади… К документу приложена иллюстрация.
Иллюстрация к записке HQ Intelligence Report №45-101
       
|
|
| |