[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Морские бомбардировщики и торпедоносцы
stoneglowДата: Суббота, 02.02.2013, 13:24 | Сообщение # 1
Шо-са(майор)
Группа: Администраторы
Сообщений: 57
Репутация: 3
Статус: Offline
Империя Восходящего Солнца вступала ввойну с великими заокеанскими державами, сделав ставку на мощный флот и его авиацию, имевшую современные ударные самолёты и отличный истребитель, а главное, лётчиков с 10-летним опытом ведения боёв в Китае и Индокитае. Причин для начала войны было много: это и потребность Японии в сырьевых ресурсах стран Юго-Восточной Азии; это и самурайский дух, не терпящий унижения экономической и политической блокад со стороны США; это и уверенность в быстром выигрыше ограниченной войны против США и Англии. Ведь Япония до тех пор не проиграла ни одной войны, а успехи в локальных войнах против Китая в 1894 г., против России в 1904-1905 гг. и против Маньчжурии в 1931 г., казалось бы, доказывали возможность молниеносного удара по великим державам с заключением мирного соглашения на выгодных условиях.

Сторонники войны во главе с военным министром и лидером Националистической военной партии генералом Тодзио (занявшим в октябре 1941 г. также посты премьера и министра внутренних дел) планировали «блицкриг» в Малайю, Бирму, Голландскую Индию, Новую Гвинею и архипелаг Бисмарка. Для нейтрализации американских и британских баз также было необходимо занять Филиппины, Гуам, Уэйк и Сингапур. Адмирал Ямамото Исороку, главнокомандующий Объединенным Флотом Империи, был против развязывания войны, хорошо понимая, что в длительном противостоянии экономик США и Японии последняя проиграет из-за невозможности восполнять потери в самолётах и кораблях, а главное, в обученных лётчиках и моряках. Но, выполняя свой долг, Ямамото предложил единственное решение, которое могло бы предотвратить или, по крайней мере, отложить военную катастрофу: разгром вражеского флота в его базе. Подобно тому, как в 1904 г. Тихоокеанский флот России был атакован в Порт-Артуре, Тихоокеанский флот США должен был быть одним ударом разгромлен в Пёрл-Харборе 7 декабря 1941 г.

Эта задача возлагалась на 135пикировщиков D3A1, 144 торпедоносцев-бомбардировщиков B5N2 и истребители A6M2 «Zero» с шести тяжелых авианосцев («Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю», «Дзуйкаку» и «Сёкаку») ударного соединения вице-адмирала Нагумо Тюити. К 6:15 в 275 милях от цели была поднята первая ударная волна: 51 D3A1 c 250-кг бронебойно-фугасными  бомбами, 49 B5N2 с 800-кг бронебойными бомбами (406-мм снарядами главного калибра с приваренными стабилизаторами) и 40 торпедоносцев B5N2 под прикрытием 43 истребителей «Зеро». К торпедам были приделаны фанерные стабилизаторы, что позволяло использовать их в мелководной гавани. Через 45 минут стала взлетать вторая волна из 80 D3A1 и 54 B5N2 с тремя 250-кг бомбами на каждом под прикрытием 36 «Зеро». Первая волна самолетов при минимальном сопротивлении атаковала корабли США в гавани, при этом главную роль сыграли пикирующие бомбардировщики D3A1 (торпедоносцы добились 30% попаданий, а планирующие бомбардировщики B5N2 – 27% ). D3A1 второй волны также отбомбились по кораблям, а B5N2 – по авиабазам, причём истребители также штурмовали стоянки самолётов.


D3A1 взлетает с авианосца с 250кг бомбой.

Атаки 353 японскихсамолётов, казалось бы, увенчались полным успехом: были потоплены или выведены из строя все 8 находившихся в гавани линкоров и множество других кораблей, из 390 имевшихся на острове самолетов остались целыми только 43. За победу было заплачено потерей 29 самолетов: 15 пикировщиков, 5 торпедоносцев и 9 истребителей, из них лишь 7 были сбиты истребителями США. Однако не были уничтожены авианосцы США (отсутствовавшие в гавани), а отказ Нагумо от подъёма третьей ударной волны из боязни потерять свои авианосцы не позволил уничтожить инфраструктуру базы флота (доки, ремонтные цеха, топливохранилища, аэродромы), что позволило флоту США уже через четыре месяца нанести чувствительные удары по кораблям и даже по городам Японии.

Атака Пёрл-Харбора сталасамым известным успехом пикировщиков Айчи D3A1 (официальное наименование: «Морской Тип 99 палубный бомбардировщик Модель 11»; кодовое наименование союзников: «Вэл»), хотя ещё в 1940-1941 гг. они успешно применялись с наземных баз в Китае и Индокитае, да и вплоть до весны 1943 г. оставались единственными палубными пикировщиками японского флота. Так, в марте-апреле 1942 г. «Вэлы» участвовали в разгроме британского флота в Индийском океане, потопив в двух атаках крейсера «Корнуэлл» и «Дорсетшир» (длительность атаки 80 пикировщиков – 19 минут, эффективность – 87% попаданий), а также авианосец «Гермес» и эсминец «Вампир» (15 минут, 82% попаданий). Позднее «Вэлы» участвовали в потоплении ударных авианосцев США «Лексингтон» (8 мая 1942г., битва в Коралловом море),  «Йорктаун» (4 июня, битва при о. Мидуэй) и «Хорнет» (26 октября, бой у островов Санта-Круз; тогда же пикировщиками были повреждены единственный  оставшийся у США тяжелый авианосец «Энтерпрайз», линкор «Саут-Дакота» и два крейсера).


Проекции и приборная доска D3A1.

Прототип D3A, первого палубногопикирующего бомбардировщика - моноплана японского флота, взлетел в январе 1938 г. Самолёт имел эллиптическое низко расположенное крыло (как у немецкого He-70), неубирающиеся шасси в обтекателях и решетчатые тормозные щитки (как у знаменитого немецкого Ju-87 «Штука»), и отличался простотой и высокой прочностью конструкции. В течение года была улучшена поперечная управляемость и установлены более мощные двигатели Мицубиси "Кенсей"-43 (1000 л.с.), в результате самолёт по  управляемости и вооружению (2 мелкокалиберных пулемёта под капотом и еще один на турели стрелка-радиста) сравнялся с современными ему истребителями флота. Законцовки крыла складывались вверх, что позволяло размещать самолёты на лифтах авианосцев. Стандартная бомбовая нагрузка составляла 250-кг бомбу на поворотной раме, позволявшей выполнять  бомбометание с отвесного пикирования на скорости 450 км/ч, еще пара 60-кг бомб могла подвешиваться под крыло снаружи от тормозных щитков. Всего с декабря 1939 г. по август 1942 г. было выпущено 470 серийных D3A1, большей частью с 1070-сильным двигателем Мицубиси "Кенсей"-44.

Уже с мая-июня 1942 г., когда «Вэлы»понесли тяжелые потери от корабельных зениток и палубных истребителей F4F «Уайлдкэт», стало ясно, что D3A1 уже не отвечали современным требованиям ни по скорости, ни по живучести. Однако, поскольку перспективный пикировщик Йокосука D4Y все ещё проходил доводочные испытания, с августа 1942 г. в серию был запущен «Морской Тип 99 палубный бомбардировщик Модель 22» (Айчи D3A2), отличавшийся 1300-сильным двигателем Мицубиси "Кенсей"-54, улучшенной аэродинамикой и увеличенным запасом топлива. Однако скорость возросла незначительно, а незащищенные бензобаки вспыхивали всего от нескольких попаданий. Так, 7 апреля 1943 г., отражая дебютную атаку D3A2 на подразделения морской пехоты США на о. Гуадалканал, мл. лейтенант Джеймс Светт в своём первом бою сбил 7 «Вэлов» и, возможно, восьмого, установив рекорд США по  количеству сбитых самолётов в одном бою. По рассказам Светта только восьмой D3A2 не вспыхнул от первой же очереди, так что стрелок повреждённого пикировщика сумел подбить его F4F-4. Этот бой наглядно показал боевую непригодность D3A2, и с конца 1943 г. большая часть из 1016 машин, выпущенных до конца войны, была переведена на наземные базы и легкие авианосцы, слишком короткие для D4Y. Лишь в конце войны некоторые
самолёты применялись в безуспешных атаках камикадзе.


B5N2 c «Сёкаку» возвращаются после атаки Пёрл-Харбора.

Соратник «Вэла»торпедоносец-бомбардировщик Накадзима B5N2 разделил его успехи в начальный период войны в Пёрл-Харборе, в Индийском океане, в Коралловом море и у о. Мидуэй. Именно B5N2 добивали торпедами авианосцы США «Лексингтон», «Йорктаун» и «Хорнет», повреждённые пикировщиками. В декабре 1941 г. B5N2 несомненно был лучшим палубным торпедоносцем в мире, превосходя по всем характеристикам американский «Девастейтор» (Douglas TBD-1 “Devastator”) и тем более британские бипланы «Суордфиш» (Fairey Swordwish) и «Альбакор» (Fairey Albacore). К началу войны B5N,  получившие на флоте США имя «Кейт», стояли на вооружении уже четыре года, были хорошо освоены в производстве и боевом применении, к тому же успели пройти модернизацию. Прототип Накадзима B5N с 800-сильным  9-цилиндровымрадиальным двигателем Накадзима «Хикари»-2 взлетел еще в январе 1937 г. и успешно прошел все испытания, показав максимальную скорость в 370 км/ч и намного превысив требования спецификации «10-Си». C конца 1937 г. самолёт с 840-сильным «Хикари»-3 выпускался серийно как «Морской Тип 97 палубный ударный бомбардировщик Модель 1» (B5N1). Даже несмотря на ряд упрощений, сделанных в процессе доводки, B5N1 был передовым для своего времени: имел цельнометаллическую монопланную конструкцию с гладкой обшивкой; убираемые шасси, щелевые закрылки и посадочный крюк с гидравлическим приводом; трехлопастной винт постоянной скорости; интегральные бензобаки большой ёмкости в центроплане. Была разработана целая гамма легкосъёмных подфюзеляжных подвесных узлов, позволявших применять как надёжную и быструю торпеду «Тип 91» (образца 1931 г.) калибра 450 мм массой около 800 кг, так и различные варианты бомбовой нагрузки вплоть до трёх 250-кг фугасок. Все три члена экипажа размещались тандемно под общим фонарём, причём навигатор-бомбардир,
сидевший между пилотом и стрелком-радистом, имел прицельные  приспособления в люках центроплана для горизонтального бомбометания. Кресло пилота поднималось для улучшения обзора на взлёте и посадке. Фюзеляж был сделан очень компактным с целью размещения самолёта на подъёмниках авианосцев, а большие консоли складывались ручными приводами так, что левая размещалась над правой. С начала 1938 г. экипажи палубныхB5N1 отрабатывали торпедные атаки, а с конца года  бомбардировщики успешно применялись для поддержки войск в Китае и, позже, в Индокитае. С ростом опыта боевого применения проводились лишь минимальные доработки, и лишь к концу 1939 г., когда над Китаем B5N1 стали встречать современные истребители, а потери резко возросли, потребовалась модернизация. В декабре 1939 г начала проходить испытания «Модель 12» (B5N2), к концу 1941 г. полностью сменившая «Модель 11» в боевых частях и получившая у союзников кодовое имя “Kate”. Замена двигателя на двухрядную 14-цилиндровую звезду Накадзима «Сакае»-11 (1000 л.с.) позволила увеличить потолок и улучшить обзор, но ненамного увеличила скороподъемность и  скорость, топливные баки остались непротектированными, а стрелковое вооружение всё еще состояло из одного 7,7-мм пулемёта «Тип 92» у стрелка-радиста. На некоторых самолётах устанавливались РЛС воздух-поверхность или магнитные детекторы подводных лодок, обеспечивалась подвеска  глубинных бомб. К концу 1943 г. B5N2 понесли катастрофические потери, и их боевая карьера фактически завершилась в июне 1944 г., когда в битве за Филиппины участвовала последняя эскадрилья торпедоносцев. Сказались малая скорость, слабое оборонительное вооружение и низкая живучесть при господстве в воздухе американских истребителей и возросшей эффективности зенитной артиллерии кораблей и морской пехоты США.

Есть мнение, что командование Японского флота в эйфории от первых военных успехов не захотело или не смогло вовремя перевооружить ударные авианосцы современными самолётами. Однако уже в 1938 г. была выпущена спецификация «13-Си» на разработку пикировщика для замены D3A1 (в результате был создан Йокосука D4Y), а в 1939 г. – спецификация «14-Си» на разработку нового торпедоносца (им стал B6N). В обоих случаях затянувшаяся доводка самолётов, особенно проблемы с винтомоторными группами и замены моторов, вынудили принять на вооружение D3A2 и B5N2. Уже в 1941 г. фирма Накадзима сосредоточилась на доводке B6N и передала производство B5N2 на заводы Айчи и 11-му Морскому Авиа-Арсеналу, которые выпустили ещё 480 самолётов до середины 1943 г. «Морской палубный ударный бомбардировщик«Тензан» Модель 11» (Накадзима B6N1 «Священная Гора», кодовое имя союзников – «Джилл») был принят на вооружение лишь весной 1943 г. после двух лет доработок. Почти сразу последовала очередная замена двигателя: Накадзима «Момару»-11 был снят с производства в пользу более распространенного  Мицубиси «Касей»-25 такой же мощности. Самолёты «Тензан» Модель 12 (B6N2) стали самыми массовыми торпедоносцами Японии (всего до конца войны было выпущено 1133), но они так и не добились заметных боевых успехов. Улучшение аэродинамики и увеличение мощности двигателя на 80% по  сравнению с B5N2 позволили увеличить скорость на 100 км/ч, однако от защиты пилота и топливных баков отказались (их ёмкость уменьшилась бы почти на треть), боевая нагрузка даже уменьшилась, а к стрелковому вооружению добавился лишь нижний люковый мелкокалиберный пулемёт. В условиях подавляющего численного и качественного превосходства авиации США, имевшей в 1944 г. палубные истребители F6F «Хеллкэт» и истребители морской пехоты F4U «Корсар», B6N2 не имели никаких шансов, ни как торпедоносцы, ни как самолёты камикадзе.


B6N2 наземного базирования, по передней кромке крыла и в хвостовой части видны антенны РЛС.

Боевая карьерапикировщика Йокосука D4Y «Сусей» («Комета»), сменившего к 1944 г. D3A, сложилась более удачно. На счету D4Y1 единственный за всю Вторую Мировую войну авианосец, потопленный самолётами наземного базирования: 24 октября 1944 г. в ходе боёв в заливе Лейте (Филиппинские острова) один из немногих прорвавшихся к целям пикировщиков попаданием 500-кг бомбы потопил лёгкий авианосец «Принстон». Еще один тяжелый авианосец США «Франклин» был выведен из строя 19 марта 1945 г. в 60 км от берегов Японии попаданием двух 250-кг бомб с одиночного D4Y3. Но в целом успехи D4Y не соответствовали их потенциальным возможностям.


D4Y1 сбросил бомбы, виден открытый бомболюк.

Йокосука D4Y, получившийу союзников кодовое имя «Джуди», был самым элегантным и быстрым одномоторным пикировщиком Второй Мировой войны и, превосходя современные ему палубные SBD-5 «Донтлисс» и SB2C  «Хеллдайвер» по всем лётным характеристикам, уступал им лишь в бомбовой нагрузке, стрелковом вооружении и, главное, в отсутствии защиты экипажа и топливных баков. Последний недостаток, усугубленный неопытностью пилотов (почти все «старики» уже погибли) и отсутствием надежного истребительного прикрытия (истребители «Зеро» уже по всем параметрам, включая пилотов, уступали истребителям США), превратил боевой дебют D4Y в катастрофу. Произошла она в ходе битвы авианосцев в Филиппинском море у Марианских  островов 19 июня 1944 г., позднее названной американцами «Великой Марианской охотой на индюков». Так, лейтенант Александр Врачу, уже имевший к этому дню 12 побед, сбил в одном бою над авианосцем «Лексингтон» на своем «Хеллкэте» F6F с неисправным двигателем шесть D4Y1, потратив в среднем всего 60 12,7-мм патронов на каждый. В этот день Япония потеряла 297 самолётов с 9 ударных авианосцев, было сбито и более 100 самолётов наземного базирования, а американская подлодка потопила новейший авианосец «Тайхо». На следующий день палубными самолётами США были потоплены два японских танкера, а пять авианосцев, танкер и линкор получили тяжёлые повреждения. Американский флот заплатил за эту победу потерей 26 самолётов и незначительными повреждениями двух линкоров. А началась история Йокосука D4Y с выпускав конце 1938 г. уже упоминавшейся  спецификации «13-си», выданной 1-му Морскому Техническому Авиа-Арсеналу в г. Йокосука на разработку скоростного палубного пикирующего бомбардировщика по образцу купленного и испытанного японским флотом (под обозначением DXHe-1) немецкого Хейнкель He-118-V4. Энтузиазм флотского командования не охладила даже катастрофа DXHe-1, развалившегося в воздухе: самолёт был очень компактен, аэродинамически совершенен, быстр и легок в управлении. За два года работы команда конструкторов в Йокосуке  спроектировала совершенно новый самолёт, у которого общим с DXHe-1 оставались только аэродинамическое совершенство и рядный двигатель водяного охлаждения: Даймлер-Бенц 600-ой серии. Двухместный палубный бомбардировщик имел размеры чуть большие, чем истребитель «Зеро» (что позволило отказаться от складывания консолей), но имел бомбовую нагрузку и запас топлива в четырёх крыльевых и фюзеляжном баках в полтора раза больше, чем стоявший на вооружении D3A1. Причем бомба массой 500-кг размещалась в большом фюзеляжном бомбоотсеке, определившем выбор схемы среднеплана. Основные стойки шасси убирались в крыло к фюзеляжу. С внешней стороны от стоек могли подвешиваться 30-кг бомбы или топливные  баки, обеспечивавшие вдвое большую дальность полёта, чем у D3A. Всю заднюю кромку крыла занимали элероны и большие закрылки, перед которыми размещались тормозные щитки для ограничения скорости пикирования. Стрелковое вооружение осталось как у D3A – два синхронных и один турельный (с магазинным питанием) мелкокалиберные пулемёты.

Прототип (пока ещё сдвигателем DB600G) взлетел в Йокосуке в декабре 1940 г. и показал лётные данные, сравнимые с новейшим истребителем Мицубиси A6M2 «Зеро». Началась подготовка к массовому производству на заводе Айчи в Нагойе, но восторги поутихли, когда выяснилось, что в пикировании возникает флаттер крыла, грозящий мгновенным разрушением. Однако, поскольку самолёт был гораздо быстрее всех флотских разведчиков, было принято решение конвертировать установочную серию: были сняты бомбодержатели и установлена фотоаппаратура. К этому времени были готовы и двигатели Айчи AE1A «Ацута»-12 мощностью 1200 л.с. (лицензионные DB601A). В таком виде самолёт был весной 1942 г. принят на вооружение как «Морской Тип 2 палубный разведчик Модель 11» (D4Y1-C) и в небольших количествах использовался в этой роли до конца войны.

Проблемы с аэродинамикойи прочностью крыла и тормозных щитков были решены только к марту 1943 г., когда «Морской палубный бомбардировщик «Сусей» Модель 11» (D4Y1) наконец был принят на вооружение. Производство быстро росло, и в описанной выше «Марианской охоте на индюков» в качестве жертв участвовало уже более 170 D4Y1 и D4Y1-С. Тем не менее, по сложившейся в Императорском Флоте практике, пожертвовать боевой дальностью ради защиты экипажа и топливных баков не решились, и следующая «Модель 12» (D4Y2) была запущена в серию в октябре 1944 г. лишь c  увеличенной до 1400 л.с. мощностью двигателя Айчи AE1P «Ацута»-32. На части серийных машин («Модели 12а» D4Y2a и D4Y2-Сa) устанавливался защитный 13,2-мм пулемёт («13-мм Тип 2»), а «Модель 22» и «Модель 22А» имели  дополнительное оборудование для использования катапульт лёгких  авианосцев.


Приборная панель D4Y4 (“Koku-Fan”, 1975, N 11)

Двигатели Айчи «Ацута»отличались низкими надёжностью и живучестью, были сложны в ремонте и обслуживании. Поэтому конструкторы фирмы Айчи предложили переделку носовой  части «Кометы» под хорошо освоенный 14-цилиндровый двухрядный звездообразный двигатель Мицубиси MK8P «Кинсей»-62. Как показали тесты в мае 1944 г., удачная форма капота и зализов, а также возросшая до 1560 л.с. мощность двигателя позволили даже слегка улучшить лётные данные, а увеличившийся «лоб» сказался лишь в ухудшении обзора на взлёте и посадке. Новые «Модель 33» и «Модель 33а) (D4Y3 и D4Y3a) были сразу запущены в серию, а производство D4Y2 в августе 1944 г. было переведено на малые мощности 11-го Морского Авиа-Арсенала в г. Хиро. Там же была предпринята не очень удачная попытка создания ночного истребителя D4Y2-S: было снято бомбовое оборудование, а вместо кабины стрелка с наклоном вверх была установлена 20-мм пушка «Тип 99 Модель 2», - но отсутствие радара и недостаточная скороподъёмность делали «Сусей-Е» неэффективными. Последней серийной модификацией «Кометы» стал «D4Y4 «Сусей» Cпециальный Ударный Бомбардировщик Модель 43», запущенный в производство в феврале 1945 г. в одноместном варианте специально для камикадзе и способный нести 800-кг бомбу. Самолёты оснащались твердотопливными ускорителями для взлёта с маленьких площадок и разгона в последнем пикировании. О том, скольким из 294 D4Y4 удалось повредить корабли США, достоверных данных нет. Всего же было выпущено 2038 D4Y, и  лишь потеря авианосцев и опытных пилотов при полном господстве авиации США над Тихим океаном в 1944-45 гг. не позволили этому выдающемуся пикирующему бомбардировщику добиться значительных успехов.


Йокосука D4Y3 «Сусей».

Последним палубнымбомбардировщиком Японии во Второй Мировой войне стал Айчи B7A «Рюсей» («Падающая звезда»), так и не взлетавший с авианосца в бою. Самолёт проектировался с 1941 г. для замены как пикировщика D4Y, так и торпедоносца B6N на тяжелых авианосцах нового поколения, и поэтому ограничения на размеры и взлётный вес были существенно раздвинуты. Для обеспечения лётных характеристик большого одномоторного самолёта был выбран перспективный 18-цилиндровый двухрядный звездообразный двигатель класса 2000 л.с. Накдзима «Хомаре». Хотя прототип, взлетевший в мае 1942 г., показал отличные лётные данные, трудности с доводкой двигателя оттянули серийное производство, начатое лишь в апреле 1944 г. на заводе Айчи в Фунакате и в 21-ом Морском Авиа-Арсенале в Омаре.


B7A2 готовится к боевому вылету, 1945 г.

Серийные «Морскиепалубные ударные бомбардировщики «Рюсей»» (B7A2) оснащались Накадзима NK9C «Хомаре»-12 взлётной мощностью 1825 л.с. Большой бомбоотсек для 500-кг бомбы определил среднепланную  компоновку. Наружная подвеска торпеды и большой четырёхлопастной винт требовали высоко поднятого фюзеляжа, поэтому с целью уменьшения стоек шасси самолёт получил крыло типа «перевёрнутая чайка» (как и американский истребитель F4U «Корсар»). Заднюю кромку центроплана формировали  закрылки, перед которыми размещались тормозные щитки; консоли  складывались поворотом вверх и были оснащены элевонами (элеронами, отклонявшимися вниз на 10 градусов при выпуске закрылков). В центроплане вне плоскости винта были размещены две 20-мм пушки «Тип 99 Модель2», а стрелок-радист оборонялся 13,2-мм пулемётом. К концу 1944 г., когда B7A2, получившие у союзников кодовое имя «Грейс», были готовы к боевому применению, Япония потеряла все авианосцы, и немногие эскадрильи B7A2 действовали с островных баз. В мае 1945 г. землетрясение разрушило завод в Фунакате, и потому до конца войны было выпущено всего 105 серийных B7A2,  ничем себя не проявивших в боях.

С потерей авианосцев напервые роли вышли скоростные двухмоторные бомбардировщики флота Йокосука P1Y «Гинга» («Млечныый путь»), снискавшие под кодовым именем «Фрэнсис» заслуженное уважение противников. Заказ на разработку ударного самолёта, сходного по характеристикам с новейшими американскими Норт-Американ B-25 «Митчелл» и Мартин B-26 «Мародёр», был выдан 1-му Морскому Техническому Авиа-Арсеналу в г. Йокосука в конце 1940 г. под те же двигатели Накадзима «Хомаре», что и у B7A. Производство, включая прототипы, планировалось на заводе фирмы Накадзима в Каизуме, но в связи с задержками поставок двигателей первый прототип был готов лишь в августе 1943 г. Самолёт летал прекрасно, но лишь когда работали капризные двигатели и гидравлика. Серия уже была запущена, а доработки винтомоторной группы, оборудования и вооружения продолжались. Флот был вынужден  принять на вооружение «Морской бомбардировщик «Гинга» Модель 11» (P1Y1) в октябре 1944 г., когда уже было готово 453 серийных самолёта. Фактически же бомбардировщики вступили в бой лишь в феврале 1945 г., когда удалось  наладить работу двигателей.


Йокосука P1Y «Гинга», 1945 г.

P1Y1 представлял собойаэродинамически чистый среднеплан с двумя двигателями Накадзима NK9C «Хомаре»-12 и выдающимися характеристиками. В крыле относительно малой площади размещались 8 протектированных и 6 непротектированных бензобаков, и этот большой запас топлива мог быть ещё дополнен двумя подкрыльевыми баками, с которыми дальность полёта превышала 5000 км. Центроплан оборудовался закрылками и, с внешней стороны от двигателей, воздушными тормозами. Все колёса шасси убирались назад, причем главные стойки – в мотогондолы. Кабина пилота имела бронестекло и бронезаголовник, а штурман-бомбардир в застеклённой носовой кабине и стрелок-радист в задней кабине могли обороняться 20-мм пушками «Тип 99», причём в поздних сериях пушки по возможности заменяли  скорострельными 13,2–мм пулемётами. Бомбоотсек вмещал пару 500-кг бомб, а со снятыми створками (в полуутопленном положении) и торпеду. По скорости и скороподъёмности пикировщик приближался к истребителям, что и побудило командование флота заказать фирме Каваниси производство ночного  истребителя c имевшимися на складах 14-цилиндровыми двигателями Мицубиси MK4T-A «Касей»-25а в 1850 л.с. Ночной истребитель P1Y2-S «Киоко» («Заря») получил 2 фюзеляжных 20-мм пушки для стрельбы вперед-вверх вместо снятой носовой пушки, но показал неудовлетворительные лётные качества на средних и больших высотах. Поэтому большинство P1Y2-S были переоборудованы в бомбардировщики «Гинга Модель 16» (P1Y2). Столь же неудачными были и эксперименты фирмы Накадзима по ночному истребителю P1Y1-S. В то же время бомбардировщики P1Y1 и P1Y2, особенно оснащенные РЛС для поиска кораблей, действовали весьма успешно, учитывая низкую квалификацию лётного состава.


Кабина музейного P1Y1

В заключение следует подчеркнуть,насколько различие в традициях обучения лётного состава и ведения боевых действий повлияли на исход воздушной войны над Тихим океаном. Японские традиции не предусматривали практически  никаких поощрений асам, которые летали непрерывно до гибели или тяжёлого ранения; никто никогда не заботился о бытовых условиях отдыха экипажей, также как об их бронезащите в самолётах, - считалось, что они просто  выполняли свой долг. Поэтому, потеряв уже к концу 1942 г. в эпидемиях и в горящих «зажигалках» почти всех опытных летчиков, Япония уже так и не смогла восполнить эти потери. Американские же традиции выражались в том, что во  второй волне любой десантной операции высаживалась строительная техника, оборудовавшая столовые, бары, кинозалы и бани для лётного и технического состава. Дипломированные лётчики обучались ещё по году в составе своих соединений перед отправкой на театр военных действий и выводились после 25-50 боевых вылетов. Асов отправляли в лётные школы в качестве   инструкторов, запрещая им участвовать в боях. Так что господство в воздухе, завоёванное авиацией флота США к 1944 году, было обусловлено не только превосходством в качестве и количестве самолётов, но и, в первую очередь, превосходством в опыте лётного состава.

Источник:
1. R. J. Francillon. Japanese Aircraft of the Pacific War.-NavalInstitute Press,USA, 2000,- 570 pp. ISBN
0-87021-313-X
2. M.F. Hawkins.Nakajima B5N “Kate” : Aircraft Profile # 141.- Profile Publ., UK,
3. Шерман Ф. Война на Тихом океане.Авианосцыв бою. — М.: ACT; СПб.: TerraFantastica, 1999. (Sherman F. COMBAT COMMAND: The American Aircraft Carriers in
the Pacific War. — NY.: E. P. Dutton & Co., Inc., 1950)
4. С. Боевой путь Императорскогояпонского флота. — Екатеринбург: Сфера, 1997. (Paul S. Dull. A Battle History of theImperial Japanese Navy, 1941-1945. — Annapolis: U.S. Naval
Institute Press, 1978).
5. Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М.«Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне) — М: ACT, 2001. (Horikoshi J.,Okumiya M., Caidin M. Zero! The Air War in the Pacific During World War II From
the Japanese Viewpoint. — Washington, Zenger, 1979).
6. В. Бакурский. Мидуэй – забытый атолл// Крылья Родины, 1994, №3,4.
Прикрепления: 2838527.jpg (58.6 Kb) · 7980299.jpg (17.2 Kb) · 2395893.jpg (19.5 Kb) · 0820044.jpg (40.0 Kb) · 0607868.jpg (137.7 Kb) · 8799611.jpg (21.9 Kb) · 5662262.jpg (145.3 Kb) · 9502182.jpg (18.4 Kb) · 3157836.jpg (75.3 Kb) · 2971684.jpeg (175.6 Kb)




Сообщение отредактировал stoneglow - Суббота, 02.02.2013, 14:05
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: